Кинжалы, скинеры, пуукко и прочие ножи по сути своей являются режущим инструментом. Можно долго изучать и сравнивать разные марки стали, технологии их производства, закалку. Все это здорово, но!.. Ни один нож не будет выполнять свои функции, если он тупой. и если еще вчера он вас радовал своей бритвенной остротой, то сегодня его нужно точить или хотя бы подправлять.
Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно. И вот настает извечный вопрос: «Что делать?» Можно отнести в киоск «Точу ножи, ножницы, бритвы правлю» где-нибудь у базара (в провинции я такие видел практически в каждом городе). Но вид небритого «дяди Васи», дышащего на вас перегаром и пытающегося провести заскорузлым пальцем по лезвию, явно отбивает всякое желание не только отдать ему в руки нож стоимостью несколько сотен «зеленых», но и доверить даже ржавый колун. А случайно заглянув в окошко этого заведения, по недоразумению названного гордым именем «мастерская», и увидев в сумраке помещения огромный точильный станок с камнем диаметром в полметра, зернистость которого видна даже с расстояния двух метров, понимаешь, что на таком оборудовании точить можно только якоря с небольшой баржи.
Я в молодости после третьего курса института проходил практику в штамповочном цехе завода по производству комбайнов. Здесь точильных станков не было, и я пошел к приятелям с факультета обработки металлов в токарный цех, чтобы наточить любимый складной ножичек с рукояткой в форме попугая. По сравнению с современными ножами, он, конечно, ничего собой не представлял, но тогда этот ножичек мне очень нравился, и я им дорожил. Так вот, пришел я его поточить, мне указали, где стояло точило, на котором затачивали твердосплавные резцы.
Включил я станок, обороты жуткие, меня чуть ветром не сносило от вращения камня (это я, конечно, утрирую немного). Не успел я поднести лезвие к точильному камню, «вжик» — и в руках у меня одна рукоятка и пара миллиметров оставшегося клинка. Хорошо, что пальцы остались целы! Так я поучился точить на станках ножи. Много воды утекло с тех пор, и арсенал клинков количественно и, главное, качественно у меня изменился, и точильных камней разных фирм приобрел немалое количество. О них и хочу я вам поведать.
Точильные камни бывают натуральные и искусственные. К натуральным относят Вашиту и Арканзас, к искусственным все остальные (алюминиевую керамику, алмазные...). Кроме того, камни условно подразделяются на водные и масляные. Что это значит? А это значит, что перед использованием одни камни нужно замачивать в воде 10-15 мин, на другие достаточно капнуть капельку специального масла. Смысл этих манипуляций прост, и не надо из этого делать шаманства и танцев с бубном, что я встречал у некоторых авторов. Тайного смысла тут нет, просто нужно четко представлять, из чего состоит процесс.
Абразивное зерно в натуральных камнях связано между собой более мелким зерном, в искусственных камнях абразивное зерно держится на клеевой связке. В японских камнях связку традиционно делают более мягкой, чем в европейских, но это еще зависит от серии. Смазка нужна для того, чтобы промежутки между зернами не забивались, то есть камень точильный не заглянцовывался стальными опилками.
Теоретически процесс заточки прост, как «колумбово яйцо»: берешь нож и плавно проводишь режущей кромкой по точильному бруску, плоскость ножа держишь под определенным углом к камню. Но вот тут-то для новичков лежит «подводный камень»! Поскольку клинки в большинстве своем не просто прямая полоска стали, а имеют зачастую изогнутый профиль, угол нужно держать постоянным, а наклон лезвия менять. Но все приходит с опытом, для новичков же выпускаются разные приспособления — от простеньких до достаточно сложных и дорогих.
К сожалению, то, что быстро точится, так же быстро и тупится. Смысл тут прост: алмаз формирует агрессивную режущую кромку с более высокими и крупными вершинками (собственно, они и режут материал), но они и быстрее выкрашиваются, а следствие — затупление режущей кромки. Водные же камни с мелким абразивным зерном формируют соответственно и более мелкие вершинки кромки и выкрашиваются медленнее, поэтому режущая кромка долго не затупляется. Точно такой же результат дает камень из натурального Арканзаса, и поэтому останавливаться на нем я не буду.
Как-то в одном солидном охотничьем журнале я прочитал статью про заточку ножей. Автор рекомендовал перед заточкой взять газету, намочить ее, положить на стол, а уже на нее точильный камень, тогда, дескать, камень не будет скользить по поверхности стола. На свою беду я решил попробовать сей опыт. Да, камень не скользит по столу, и мокрая газета прилипла к нему, все вроде здорово. Но какой скандал закатила мне моя благоверная, после того как газету я отодрал от крышки стола, на которой можно было читать передовицу местного печатного органа! Я минут сорок с тряпкой и моющими средствами оттирал это безобразие под неумолкаемый шепот супруги, переходящий порой в шипение.
Но вернемся к нашим точильным брускам из Страны восходящего солнца. При пользовании ими есть маленький нюансик: замачивать-то их, конечно, в воде надо, но вот в чем изюминка: когда брусок вынут из емкости, в которой он отмокал минут этак 10-15, надо выждать некоторое время, чтобы влага впиталась, а поверхность бруска осталась влажной, но не сырой, в этот момент камень становится наиболее агрессивным по отношению к клинку и врезается в металл с максимальной эффективностью. Если на рабочей поверхности будет стоять вода, брусок точит лезвие хуже и изнашивается быстрее. Когда я первый раз точил, то подумал: «Э, брат, так тебя надолго не хватит!» Но потом уловил момент, и все встало на свои места. Поскольку зернистость абразива очень мелкая, то и очень быстро заглянцовывается рабочая поверхность. Во время заточки я несколько раз промываю брусок под струей проточной воды с губкой и моющим средством для ванн.
После окончания заточных операций брусок промываю опять и сушу в вертикальном положении, чтобы доступ воздуха был со всех сторон.
Об эффективности разных камней
Раньше в подавляющей массе клинки выпускались небольшой или средней твердости, в пределах 54-56 HRC, и точились, и правились практически любыми точильными камнями без проблем. В настоящее время высококлассные ножи выпускаются из экзотических сортов сталей. Даже известные и популярные сорта сталей выпускают с применением новейших современных технологий, отсюда твердость и износостойкость их становится все выше и выше, порядка 58-62 HRC. И это здорово. Но ножи с такой твердостью точить на натуральных камнях (Арканзас) несколько затруднительно. Почему? Потому, что твердость абразивного материала должна быть тверже, чем сталь клинка.
Вот что я нашел в литературе. Оказывается, у абразивных точильных камней существует своя шкала твердости — твердости минералов по Моосу. Стали клинков обычно обладают твердостью 5,0-6,5, а алмаз 10,0, но алмаз самый твердый материал, а у натуральных камней значение твердости 6,5-7,2. Если твердость клинка приближается или равна твердости абразива, путного ничего не получается. Клинок скользит по поверхности точильного бруска без должного эффекта. И нам, простым потребителям, приходится еще раскошеливаться на достаточно дорогие точильные камни, но, впрочем, кто считает потраченные деньги, когда дело касается наших увлечений? Тут уж если имеешь в арсенале высококлассные клинки, то и точилки к ним приходится такого же класса подбирать, иначе и быть не может.
А вывод из всего сказанного такой: если клинок твердостью 54-56 HRC, то подойдет любая точилка или абразивный брусок, а если 58-62 HRC, то я рекомендую (исходя из своего субъективного опыта) обратить внимание на японские водные камни. На данный момент я лучше абразива для домашнего использования не встречал, а перепробовал много, уж поверьте мне на слово.
А если вам вдруг покажется, что в магазине слишком дорого стоит хороший точильный камень, вспомните «дядю Васю» из киоска «Точу ножи, ножницы и бритвы правлю». Поверьте, вам сразу полегчает, потому что лучше потратить деньги на действительно нужную и классную вещь, чем корить потом себя за то, что доверил свой любимый клинок неизвестно кому и получил, к сожалению, известно что... Ибо сказано давно и не мной: «Скупой платит дважды».
А. Лопухов
"Охота и Рыбалка XXI век № 10 - 2008 г."